Перцептивная сторона общения, ее функции и особенности
Человек, адаптируясь в обществе, взаимодействует с другими людьми, общается, налаживает межличностную связь, на основе чего, между ними возникают отношения. Перцептивная сторона общения в этом процессе проявляется в виде восприятия индивидом окружающих, устанавливающих с ним контакт.
Обладая таким свойством, человек:
- оценивает поступки и действия;
- формирует свою позицию по поводу целесообразности общения с той или иной личностью.
Характеристика системы взаимодействия людей
Для диагностики психологами используется целостный механизм элементов общения, которые при установлении контакта одного индивида с другим включаются одномоментно.
К ним относятся:
- коммуникация (передача информации в связи с необходимостью или при установленной ранее связи);
- интеракция (момент непосредственного беседы между людьми, получения друг от друга эмоций);
- перцепция (уровень восприятия, когда внутри одного человека происходит оценка ситуации, возникает понимание, будет ли такое общение полезным и интересным для него на этом этапе взаимодействия).
Эти три стороны создают систему и являются основными составляющими контакта. Если одна из функций нарушена, либо работает с отклонениями, наладить общение с человеком оказывается затруднительно или невозможно.
Он не сможет правильно передать информацию, либо адекватно воспринять ее, а также присутствуют проблемы в ведении разговора, выстраивании диалога, выражении эмоций.
Перцептивная сторона общения и ее механизмы
Процесс, сопровождающийся эмоциональным контактом между людьми, начинается в момент встречи и визуализации друг друга.
На протяжении всего общения у каждого из них работают механизмы, помогающие разобраться в:
- мотивах поведения;
- стратегии построения диалога;
- планирования дальнейшего взаимодействия.
Такими механизмами считаются:
- Эмпатия – умение сочувствовать и понять другого человека в сложной для него ситуации или при совершении определенных поступков. Когда собеседник способен поставить себя на место оппонента в той или иной ситуации, оценить обстановку и принять с уважением его логику поведения, процесс общения проходит легче, недопонимания не возникает.
- Идентификация – способность сравнить себя с партнером и сделать вывод о схожести суждений, взглядов, точек зрения. Если они близки, то налаживание отношений станет удачным.
- Рефлексия – возможность провести самоанализ после диалога с другом или посторонним человеком при первом контакте. В это время необходимо понять, насколько общение именно с этой личностью полезно, выгодно или ценно для индивида.
Эти аспекты присутствуют в перцептивной стороне общения. У некоторых личностей они могут быть выражены не так сильно, как у других, что зависит от уровня развития, интеллекта, способностей.
Факторы, мешающие правильному восприятию
Конфликтные отношения и трудности в общении часто возникают по причине неправильного восприятия:
- поступков;
- слов;
- эмоций другого человека.
Люди, не понимая, что собеседник не представляет никакой угрозы или опасности, разрывают ранее установленную связь. Иногда отказываются взаимодействовать, принимая во внимание только собственные субъективные суждения и выводы.
К факторам, препятствующим работе перцептивной стороны общения, относятся:
- сформировавшиеся стереотипы о поступках, появившиеся задолго до общения с собеседником;
- желание сделать преждевременные выводы о человеке, не узнав его поближе;
- отсутствие желания слышать мнения окружающих, слепое отстаивание своих взглядов о личности;
- отсутствие изменений во мнении о человеке даже при появлении новой информации о нем, которая может в корне поменять точку зрения.
По мнению психологов, воздействие таких причин зависит от:
- темперамента;
- характера человека;
- его жизненного опыта;
- социальных и семейных установок.
У каждого индивида со временем формируются личностные стереотипы, уйти от которых сложно. Поэтому трудности в общении возникают часто, а конфликтные ситуации разрешаются только после выяснения причин в спокойной и комфортной обстановке.