Общение и влияние

Перцептивная сторона общения, ее функции и особенности

Человек, адаптируясь в обществе, взаимодействует с другими людьми, общается, налаживает межличностную связь, на основе чего, между ними возникают отношения. Перцептивная сторона общения в этом процессе проявляется в виде восприятия индивидом окружающих, устанавливающих с ним контакт.перцептивная сторона общения

Обладая таким свойством, человек:

  • оценивает поступки и действия;
  • формирует свою позицию по поводу целесообразности общения с той или иной личностью.

Характеристика системы взаимодействия людей

система взаимодействия людейДля диагностики психологами используется целостный механизм элементов общения, которые при установлении контакта одного индивида с другим включаются одномоментно.

К ним относятся:

  • коммуникация (передача информации в связи с необходимостью или при установленной ранее связи);
  • интеракция (момент непосредственного беседы между людьми, получения друг от друга эмоций);
  • перцепция (уровень восприятия, когда внутри одного человека происходит оценка ситуации, возникает понимание, будет ли такое общение полезным и интересным для него на этом этапе взаимодействия).

Эти три стороны создают систему и являются основными составляющими контакта. Если одна из функций нарушена, либо работает с отклонениями, наладить общение с человеком оказывается затруднительно или невозможно.

Он не сможет правильно передать информацию, либо адекватно воспринять ее, а также присутствуют проблемы в ведении разговора, выстраивании диалога, выражении эмоций.

Перцептивная сторона общения и ее механизмы

Конфуций об общении людейПроцесс, сопровождающийся эмоциональным контактом между людьми, начинается в момент встречи и визуализации друг друга.

На протяжении всего общения у каждого из них работают механизмы, помогающие разобраться в:

  • мотивах поведения;
  • стратегии построения диалога;
  • планирования дальнейшего взаимодействия.

Такими механизмами считаются:

  1. Эмпатия – умение сочувствовать и понять другого человека в сложной для него ситуации или при совершении определенных поступков. Когда собеседник способен поставить себя на место оппонента в той или иной ситуации, оценить обстановку и принять с уважением его логику поведения, процесс общения проходит легче, недопонимания не возникает.
  2. Идентификация – способность сравнить себя с партнером и сделать вывод о схожести суждений, взглядов, точек зрения. Если они близки, то налаживание отношений станет удачным.
  3. Рефлексия – возможность провести самоанализ после диалога с другом или посторонним человеком при первом контакте. В это время необходимо понять, насколько общение именно с этой личностью полезно, выгодно или ценно для индивида.

Эти аспекты присутствуют в перцептивной стороне общения. У некоторых личностей они могут быть выражены не так сильно, как у других, что зависит от уровня развития, интеллекта, способностей.

Факторы, мешающие правильному восприятию

перцептивная сторона отношений - конфликт

Конфликтные отношения и трудности в общении часто возникают по причине неправильного восприятия:

  • поступков;
  • слов;
  • эмоций другого человека.

Люди, не понимая, что собеседник не представляет никакой угрозы или опасности, разрывают ранее установленную связь. Иногда отказываются взаимодействовать, принимая во внимание только собственные субъективные суждения и выводы.

К факторам, препятствующим работе перцептивной стороны общения, относятся:

  • сформировавшиеся стереотипы о поступках, появившиеся задолго до общения с собеседником;
  • желание сделать преждевременные выводы о человеке, не узнав его поближе;
  • отсутствие желания слышать мнения окружающих, слепое отстаивание своих взглядов о личности;
  • отсутствие изменений во мнении о человеке даже при появлении новой информации о нем, которая может в корне поменять точку зрения.

По мнению психологов, воздействие таких причин зависит от:

  • темперамента;
  • характера человека;
  • его жизненного опыта;
  • социальных и семейных установок.

У каждого индивида со временем формируются личностные стереотипы, уйти от которых сложно. Поэтому трудности в общении возникают часто, а конфликтные ситуации разрешаются только после выяснения причин в спокойной и комфортной обстановке.

Видео о перцептивной стороне делового общения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button