Основы делового общения: реальная помощь в достижении результатов
Умение общаться жизненно необходимо для любого руководителя, менеджера и предпринимателя. Основы делового общения направлены на правильное выражение мыслей и аргументирование своей точки зрения для достижения нужного результата в максимально сжатые сроки. Их нужно знать абсолютно всем людям, вне зависимости от их положения в структуре общества.
На практике могут использоваться различные вариации делового общения. Его главная задача — достижение конкретной цели в процессе взаимодействия между партнерами.
В чем заключаются основы делового общения
В процессе делового общения собеседники могут обмениваться информацией с целью решения конкретной задачи. Главная особенность этого вида коммуникации — значимость субъекта, из чего вытекает взаимное уважение и необходимость соблюдения делового этикета на протяжении всей беседы. Для этого может потребоваться знание традиций и особенностей культуры собеседников, если дела ведутся между разными странами. Все это необходимо для обеспечения продуктивного и эффективного сотрудничества.
В основах делового общения рассматриваются не только переговоры, но и другие коммуникации, проводимые с целью передачи опыта или предварительной оценки деловых качеств возможных партнеров.
Само деловое общение складывается из нескольких этапов:
- Установление контакта.
- Обозначение ситуации.
- Совместные обсуждения.
- Решение поставленных задач.
- Завершение контакта.
Как правило, главная цель делового общения находится вне взаимодействия субъектов.
Любое общение состоит из нескольких процессов:
- социальной перцепции — понимания собеседника;
- коммуникации — обмена информацией;
- интеракции — обмена действиями.
В деловом общении все три процесса будут строго регламентированы согласно правилам и нормам выбранного типа. Особенно важным считается коммуникации, так как из-за неправильного слова можно лишиться партнера. Однако и перцепция с интеракцией способны сыграть немалую роль в течение всего разговора.
Понятие делового общения включает в себя не только взаимодействия между партнерами по бизнесу. Возможны также отношения «начальник-подчиненный».
Деловое общение можно назвать своеобразным искусством. Огромную роль играет интонация, мимика, общее построение разговора, правильная расстановка акцентов на личности собеседника и обсуждаемом деле.
Принципы и культура делового общения
Помимо общего уважения к собеседнику деловое общение обладает такими принципами как:
- Межличностность. В данном случае личность выступает как субъект коммуникации. У каждого человека есть свое собственное мнение на проблему, и основано оно на полученном ранее опыте или характере. Межличностное взаимодействие очень важно, поскольку от него зависит итоговый успех.
- Многомерность. Это означает, что все виды коммуникации имеют одинаковое значение, в том числе и невербальное общение. Также нельзя нарушать зону комфорта, а из позволенных прикосновений доступно только рукопожатие. Именно так выглядит правильный деловой разговор. Недопустимо отворачиваться от собеседника или говорить через плечо.
- Целенаправленность. Помимо основной цели, которую преследуют субъекты, у них могут быть и дополнительные задачи, не противоречащие первой.
- Непрерывность. Даже если разговор не ведется непосредственно, собеседники могут продолжать общение невербально. Позы, жесты, различные знаки внимания и даже молчание могут нести определенную смысловую нагрузку.
Также деловое общение основывается на таких нормах как: честность, порядочность, ответственность и справедливость. При таком виде коммуникации требуется не только уметь выстраивать межличностные отношения, но и вести дела.
Согласно принципам и основам делового общения человеку требуется соблюдать определенные правила и нормы. Для такого вида коммуникаций необходимо грамотное владение речью, умение вести аргументированный спор, а также ведение разговора короткими, хорошо продуманными фразами. Конечным результатом является полноценная передача опыта или заключение выгодной сделки.