Общение и влияние

Общение как обмен информацией или особенности коммуникации между людьми

общение как обмен информациейМежду людьми существует немало способов передачи информации. Общение как обмен информацией, как правило, подразумевает коммуникативную сторону этого процесса. При помощи системы знаков собеседники оказывают друг на друга влияние и изменяют свое состояние.

Общение, как обмен информацией: из чего оно состоит

обоюдный обмен информацией

Диалог остается важной частью человеческого общения, и психология уделяет ему много внимания. Также существует и монолог, который также характеризуется использованием устной речи, однако говорит только один человек. При этом предъявляются повышенные требования к логике повествования, построению предложений и подбору слов. «Система словесных знаков» является главным способом передачи и усвоения опыта. С ее помощью люди также могут и общаться.

В вербальном общении, как и при другом способе обмена информацией, используется разделение на коммуникатора и реципиента. Первый отвечает за шифрование данных, а второй — за их расшифровку и понимание. Системой кодирования может выступать язык, используемый в разговоре или письме, но возможны и другие, более специфичные варианты. Из-за этого реципиент и коммуникатор должны обладать единым или схожим способом кодирования и декодирования информации. Это нужно для того чтобы в точности передать и понять ее. В процессе коммуникации коммуникатор и реципиент постоянно меняются местами, поэтому только благодаря одной системе значений они могут досконально понимать друг друга.

Социальная психология использует термин «тезаурус» для обозначения общих систем значений, которые будут приниматься всеми участниками беседы. Но в случае с отдельными значениями слов это не всегда работает, так как люди часто понимают их нетождественно.

О невербальной коммуникации

невербальная коммуникация

Дополнением речевого общения служит невербальная коммуникация. Она бывает:

  • оптикокинетической — мимика, пантомима, жесты и экспрессия глаз;
  • паралингвистической — отражение качества, тональности и диапазона голоса;
  • экстралингвистической — паузы, смех, кашель, плач.

Данные системы призваны помочь в понимании информации, увеличить семантическую ценность определенных участков речи. В зависимости от ситуации, разные системы способны лучше подчеркнуть конкретные вещи. Например, мимика лучше всего передает состояния человека; жесты отражают интенсивность переживаний; поза передает отношение к собеседнику.

Какие проблемы возникают во время коммуникации

проблемы при общенииКак при обмене информацией в общении могут возникать барьеры, выяснить достаточно просто. Ведь они могут быть спровоцированы отсутствием понимания ситуации. При этом отличия могут заключаться не только в используемом «языке». Они более глубокие и охватывают социальную, профессиональную, культурную и религиозную разницу между людьми. Зачастую это мешает найти правильный способ общения, при котором коммуникация может осуществиться успешно.

Среди прочих проблем:

  • объем получаемой информации;
  • сложность понимания;
  • доминантная направленность информации, ее интерес для реципиента;
  • степень новизны полученных знаний;
  • излишняя персонифицированность;
  • рассогласование в вербальном и невербальном общении с собеседником;
  • методика и технология общения, вроде слишком быстрой или медленной речи;
  • нежелание говорить правду;
  • низкая эмпатия коммуникатора, не дающая ему возможности настроиться «на волну» реципиента;
  • отсутствие аттракции.

Это основные проблемы, способные помешать контакту, либо усвоению полученной информации.

Виды общения

виды общения

Стоит выделить основные типы общения:

  1. «Контакт масок». Формальное общение, которое ведется в вежливом и строгом ключе. Применяется в городе, чтобы отгораживаться от других людей.
  2. Формально-ролевое. Такой тип регламентирован в средствах. Основой служит социальная роль собеседника.
  3. Деловое. В этом случае в приоритет поставлены материальные интересы, а не личные характеристики собеседника.
  4. Межличностное. Используется в дружеском или семейном общении. Помимо слов, также распространено и невербальное общение.

общение как обмен информациейПередача информации — сложный процесс, которым многие люди пользуются неосознанно, не понимая всех особенностей и механизмов, заложенных в саму структуру разговора. Благодаря достижениям современной науки люди могут научиться лучше понимать друг друга.

Видео-лекция «Общение как обмен информацией между людьми»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button