Коммуникативное общение: стили и характерные особенности
Коммуникативное общение позволяет эффективно взаимодействовать группе людей. Поэтому ему начали обучать менеджеров и тех, кому необходимо быстро и эффективно доносить свою мысль до собеседника. Сама по себе, коммуникация не является средством обслуживания. Коммуникация подразумевает обмен информацией между двумя субъектами, в отличие от интеракции (деятельности) и перцепции (познания собеседника). Из-за этого коммуникацию можно считать активным взаимодействием. Ее успешность сильно зависит от того, насколько полно передаваемые одним человеком сведения могут быть восприняты остальными участниками разговора.
Что такое коммуникативное общение и чем отличается от обычного
Коммуникация отличается от общения следующим:
- информация направления от источника сведений к слушателю;
- присутствует конкретная цель разговора;
- нет никаких эмоциональных связей, отсутствуют личностные реакции между участниками разговора.
Если обмен информацией происходит между равноправными субъектами, то это уже нельзя назвать коммуникацией — это общение. То же самое, если в разговоре появляются эмоции, различные резкие реакции, проявляются симпатии и антипатии к определенным объектам. Правильно построенная коммуникация необходима для деловых и межличностных отношений.
Коммуникативное общение можно построить только при создании определенного взаимодействия. Также обе стороны, на равных, должны быть готовы принять участие в обмене информацией.
В структуре коммуникативного общения есть такие важные компоненты как:
- источник сведений — субъект взаимодействия, который собирается делиться имеющейся у него информацией;
- передатчик — обозначает способ передачи (речь, письмо);
- канал связи — путь, который информация преодолевает до восприятия субъектом (личное общение, письмо, газета);
- приемник — расшифровывает информацию в понятные мозгу сигналы, под приемником понимается зрение, слух и мышление;
- получатель — человек, который должен получить информацию.
Также стоит понимать, что коммуникативное общение может быть не только деловым, но и повседневным. К первому можно отнести и профессиональное, которое серьезно подвержено влиянию различных ритуалов и традиций.
Коммуникативное общение в психологии — как происходит обмен информацией
Общение позволяет людям обмениваться между собой информацией, делиться опытом и эмоциями. Индивид должен быть готовым к приему новых данных, поскольку от этого будет зависеть эффективность коммуникации. Поэтому высказанные партнером условия или сведения не всегда могут быть усвоены собеседником правильно и в полной мере. Допускается вероятность потери изначального смысла.
Если оба субъекта находятся на слишком разных уровнях интеллектуального, эмоционального и духовного развития, то информация, при их общении, усваиваться практически не будет. В некоторых случаях это также обуславливается различиями в системе ценностей.
В коммуникативном общении можно выделить следующие стили:
- Императивный. Авторитарный стиль, при котором субъект оказывает значительное влияние на объект, находящийся в подчиненном состоянии. Используется в организациях со строгой иерархией, вроде армии.
- Ритуальный. Сильно зависит от культурной среды. Выражается в поддержании обычаев общества. В качестве примера можно привести приветственную фразу «Как дела?», на которую принято отвечать «Все нормально». Также к ритуальному стилю можно отнести извинения, поздравления, соболезнования, прощание, гостеприимство.
- Манипулятивный. Цель этого стиля — получение контроля над субъектом. При этом влияние маскируется. В этом случае основной целью становятся личные мотивы, а обмен информацией уходит на второй план.
- Гуманистический. Отличается равными правами всех сторон, за счет чего может достигаться эффективное восприятие информации.
Коммуникативному стилю общения присущи следующие черты:
- правильная речь, без обилия слов-паразитов;
- мягкость тона;
- лаконичность, корректность и тактичность по отношению к собеседнику;
- отсутствие критики, упреков и обвинений;
- ненавязчивые комплименты, похвала.
В разговоре обе стороны должны демонстрировать стремление к обсуждению позитивных тем и не допускать всевозможных споров, возражений и перебивания собеседника. Таким образом можно добиться хорошего взаимопонимания, что значительно облегчит передачу даже очень сложной информации.
Если уделять достаточно времени развитию собственной речи, ее продуманности и логичности, а также деликатности подачи информации, можно приобрести достаточно навыков для полноценного коммуникативного общения.