Коммуникативная сторона общения — обмен информацией между людьми
Коммуникативная сторона общения подразумевает обмен информацией при общении между людьми. В процессе разговора люди обмениваются не только информацией, но и передают друг другу другие сведения, которые закодированы.
Коммуникативная сторона общения — общая информация
Для того чтобы между людьми происходила коммуникация, необходимы некоторые основные элементы:
- коммуникатор, отправляющий информацию;
- сама информация;
- средство передачи сведений;
- получатель сведений.
Коммуникативная сторона общения становится возможной, только если человек, направляющий сведения, и тот, кто их получает, обладают похожей системой декодирования информации. Имеется в виду, что собеседники должны разговаривать на одном языке, хорошо понимать друг друга.
При коммуникативном общении могут возникать определенные барьеры, которые могут быть психологическими или социальными.
Разновидности получения информации
Информация, которую озвучивает коммуникатор, может быть двух видов:
- побудительной и стимулирующей;
- констатирующей, утверждающей.
Побудительная информация может подаваться в форме приказа и указаний, она призвана побудить заставить действовать.
Такая информация может быть различной:
- активирование, то есть побуждение действовать в определенном направлении;
- запрет для совершения некоторых действий;
- согласование определенных действий другого человека.
Констатирующая деятельность не заставляет менять поведение человека, информация может подаваться в безразличной форме или при наличии определенного убеждения, навязывания собственного мнения.
Коммуникативная сторона общения и пять ее этапов
Коммуникационная сторона общения подразделяется на несколько этапов:
- начало разговора и обмен информацией;
- воплощение информации в слова, использование речи, символов или жестов;
- непосредственная передача данных;
- ответ человека, обратная связь.
При коммуникации человек может использовать несколько позиций:
- открыто излагать информацию;
- отстраниться и держаться нейтрально;
- умалчивать собственную точку зрения.
Основные средства коммуникативного общения
Коммуникативная сторона общения может быть вербальной и невербальной. Вербальная коммуникация подразумевает использование человеческой речи. Невербальная коммуникация производится посредством сторонних предметов и средств связи.
Основными функциями при вербальной коммуникации считаются:
- обмен информацией;
- формулировка мыслей;
- действие на человека;
- эмоциональная реакция на разговор.
Невербальная коммуникация производится посредством смысловой окраски во время разговора, в чем помогает наличие пауз, покашливание, интонация и вид речи, жесты и мимика.
Коммуникативный процесс и организация пространства
Психологи выделяют несколько дистанций для общения:
- Интимная — подразумевает расстояние между собеседниками менее половины метра. Так общаются только люди, которые доверяют друг другу, они разговаривают тихо и спокойно.
- Межличностная коммуникация происходит на расстоянии около 1 метра. Так общаются друзья.
- Деловая или социальная коммуникация может происходить на расстоянии до 3 метров. Ее используют для делового общения.
- Публичная коммуникация происходит на большом расстоянии, более 3 метров. Так принято выступать перед зрителями. Слушатели могут отслеживать речь и ее правильность.
Необходимо отметить, что при человеческой коммуникации люди могут столкнуться с барьерами. Они могут быть социальными и психологическими. Например, люди не могут понять друг друга. если разговаривают на разных языках и живут в разных странах.
Андреева Г. М. о коммуникативной стороне общения — видео
https://www.youtube.com/watch?v=cMGbDI3fAgo