Интерактивная сторона общения — качественное улучшение обмена информацией
Общение всегда предполагает некий результат, оно ведет к изменению поведения или вида деятельности людей. Интерактивная сторона общения — это условное понятие, которое характеризует компоненты процесса взаимодействия и придает им определенные функции. Во время совместной деятельности осуществляется не только обмен информацией, но и реализуются общие цели. Взаимодействуя и общаясь между собой, люди беседуют, совершают поступки.
Интерактивное общение — еще один способ информационного обмена
Взаимное влияние участников во время общения нацелено на получение определенного достижения. Благодаря появлению общих взглядов, дальнейшая деятельность становится более эффективной. Так как собеседники заинтересованы в конечном результате, они прилагают для этого все усилия.
Личность человека способна формироваться лишь в процессе общения с другими людьми и во время их совместной деятельности, когда у него появляются новые качества. В это время он начинает бороться и с недостатками, которые замечает у себя.
К основным принципам интерактивного общения можно отнести:
- наличие единого пространства и времени для совместного общения и деятельности;
- общую цель и мотивы;
- координацию действий;
- передачу информации;
- ознакомление всех участников с действующими правилами.
Несмотря на единство принципов и требований, актуальных для всех общающихся лиц, их поведение может быть различным.
Виды взаимодействия
В настоящее время, особенностью которого является бурное развитие технологий и науки, у людей стало больше возможностей для реализации интерактивного общения.
Этот процесс подразделяют на следующие виды:
- Деятельность трудовых коллективов. Решение поставленных перед всеми участниками задач и общая работа для достижения результата объединяет сотрудников. Реальные беседы и совещания могут теперь проводиться прямо на рабочих местах. С помощью компьютерных программ или мессенджеров, действующих в режиме реального времени, общающиеся могут не только проводить переговоры, но и обмениваться информацией (файлами).
- Обучение. Занятия в школах или университетах также являются интерактивным общением. Оправдывают себя возможности дистанционного обучения, при котором качество учебного процесса не ухудшается.
- Досуг. Организаторы и исполнители любого общественного мероприятия используют для своего взаимодействия интерактивные стороны общения.
Современные телевизионные программы, которые проводятся в прямом эфире, часто используют обратную связь со зрителями в виде звонков или сообщений.
Такие интерактивные способы общения позволяют демонстрировать в ходе передачи отношение населения к обсуждаемым вопросам, а также проводить прямые линии с первыми лицами государства.
Интерактивная сторона общения и ее положительные качества
К интерактивной стороне общения относят разработку и планирование общих действий и компонентов общения, направленных на организацию совместного труда или других видов деятельности.
При этом выделяют такие их позитивные свойства как:
- общая социальная адаптация людей;
- высокая эффективность;
- быстрый доступ (если запланировано использование Интернет-ресурсов).
Однако использование в общении ресурсов Интернета иногда может повысить вероятность конфликтов между участниками обсуждения, а также привести к их неполной самореализации. Это связано с некоторыми особенностями Всемирной паутины (World Wide Web) — возможностью принятия самостоятельного решения о прекращении диалога и проведения беседы с незнакомыми людьми.
Для интерактивной стороны общения в социальной психологии характерно условное деление всех видов взаимодействия на две диаметрально противоположные линии поведения:
- кооперацию;
- конкуренцию.
С помощью компромиссов партнеры могут достигать своих промежуточных целей. Как правило, временно уступая друг другу в главном и сохраняя возможность продолжения совместных действий.