Общение и влияние

Барьеры общения: виды и характеристики

Не всегда для бесед или деловых переговоров характерны благожелательный настрой и полное взаимопонимание. Барьеры общения обусловлены различиями в характерах и темпераментах людей и сопряжены с психологическими трудностями. Они могут быть связаны с особенностями поведения людей и их манерами.барьеры общения

Структура общения подразделяется на коммуникативную, перцептивную и интерактивную составляющие. На ее основе выделяют и соответствующие барьеры.

Коммуникативные барьеры в общении людей

коммуникативные барьеры в общенииАдекватное восприятие информации зависит от наличия или отсутствия различных барьеров. При обмене информацией или сообщениями между индивидами, они могут периодически возникать или быть постоянными. При наличии барьеров информация искажается или из-за потери изначального значения вообще не доходит до реципиента.

Смысл информации при общении может искажать барьер субъективной интерпретации. Полученные человеком сообщения рассматриваются им с учетом его же опыта, образования, происхождения и интеллекта. В результате он воспринимает услышанное так, как именно он думает, что ему это было сказано. То, что ему сообщалось на самом деле, человек может «не услышать» и не воспринять. Чтобы разрушить этот барьер, нужно во время беседы постоянно уточнять, правильно ли понимается передаваемая информация.

психологический феноменБарьером общения может служить психологический феномен, выражающийся в уровне восприятия коммуникатора и отношения к нему. Даже важной информации, сказанной коммуникатором, может не придаваться значения, в связи с тем, что он сам вызывает у собеседников негативные чувства, такие как неприязнь или недоверие.

Возникновение барьеров общения может напрямую зависеть от авторитета коммуникатора. Чем он выше, тем точнее и полнее усваивается его сообщение.

Социально-культурные барьеры общения, которые выражаются в политических, профессиональных или религиозных различиях влияют на понимание и интерпретацию передаваемой информации.

Речевые и языковые барьеры общения

речевые барьерыМножественные речевые ошибки и невнятное произношение слов заставляют собеседников с усилием прислушиваться к говорящему. Их также может раздражать очень тихий или слишком резкий голос.

Существуют следующие барьеры непонимания:

  • фонетический — непосредственная связь с плохим произношением слов и отдельных фраз;
  • логический — когда человек говорит не то что думает, не знает как правильно описать свои мысли и чувства, путает причинно-следственные связи;
  • семантический — выражается в том, что собеседники могут придавать одному и тому же понятию различные значения.

Поведение человека во время разговора может также оказывать сильнейшее влияние на отношение к нему его слушателей и, как следствие на качество восприятия исходящей от него информации. Различный словарный запас, дурные привычки, такие как покусывание губ, касание пальцами лица, прикрывание рта рукой во время разговора, прищуривание глаз — ухудшают общение, и на уровне подсознания снижают доверие к информации.

Характеристика эмоционального барьера общения

эмоциональный барьер общенияНаиболее сильное негативное влияние на восприятие получаемой информации оказывает барьер, связанный с отрицательными эмоциями. Его считают наиболее распространенным и связывают с определенным психо-эмоциональным состоянием собеседников. Барьеры страдания, горя, брезгливости, страха, вины, презрения препятствуют общению, закрывают внутренний мир человека, не позволяют найти с ним общих точек соприкосновения и выстроить хоть какой-то диалог.

Преодоление барьеров общения заключается в планомерной работе и последовательных действиях. Но в некоторых случаях, их следует просто принимать во внимание.

Пользоваться частыми уточняющими и наводящими вопросами, не концентрироваться на недостатках говорящего, пытаться выражать свои мысли максимально точно и емко.

Как преодолеть барьеры общения — видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button