Личность и общество

Принципы воспитания в педагогике и их составляющие компоненты

Соблюдая принципы воспитания в педагогике, можно достичь высоких результатов. Воспитание – это та основа, на которой человек строит свою жизнь. Каким он вырастет, зависит от того, как именно на него влияли родители, как его воспитывали.принципы воспитания в педагогике

Основные принципы воспитания в педагогике

основные принципы воспитанияГлавная цель воспитания – это формирование полноценного члена общества. Государство заинтересовано в этом, а основные функции возложены на учителей.

Чтобы достичь хороших результатов в воспитании, помимо основных принципов, надо учитывать особенности человека.

Педагогические принципы воспитания делятся на:

  1. Тоталитарный, его еще называют авторитарный. Он был популярен в СССР, когда человека воспитывали в жестких рамках, подавляя самостоятельность, творчество, любое инакомыслие. Главным был коллектив, особое внимание уделялось закаливанию, как в физическом смысле, так и моральном.
  2. Гуманистический. В его основе – умение ориентироваться в любых жизненных ситуациях с учетом индивидуальности и творческого подхода к решению проблемы. Также важная часть – понимание интересов других людей, умение считаться с ними. Учителя или воспитатели в этом случае скорее помощники и товарищи, нежели строгие надзиратели.

Л. Н. Толстой о воспитанииПри гуманистическом подходе к воспитанию используется личностный подход, опорой является чувства ребенка, межличностные отношения также гуманизируются. Также учитывается среда, в которой существует ребенок, применяется только целостный, комплексный подход, то есть воспитание проникает во все сферы жизни.

Авторитарный подход ставил главной целью подстроить всех под четко прописанные правила. Гуманистический подход учит личность жить с учетом существующих правил.

Из чего состоят принципы воспитания в педагогике

педагогический подход к воспитанию

Воспитание, как педагогический принцип включает такие компоненты:

  1. Взаимодействие с природой, правильные отношения с ней. Важно, чтобы ребенок воспринимал себя как часть природы, чтобы не только любить ее, но и беречь.
  2. Важность культурных ценностей. Прошлое человечества сильно влияет на его будущее. Знания о культуре, обычаях и традициях важны для ребенка.
  3. Социальная составляющая. Родители и педагоги должны помочь ребенку влиться в социум, научиться контактировать и активно взаимодействовать с другими людьми.
  4. Ощущение незавершенности. Именно этот принцип стимулирует личность двигаться дальше, все время развиваться, не останавливаться на достигнутом.
  5. Стремление к коллективизации. Оно означает, что ребенку намного лучше учиться в коллективе (садик, школа, институт).
  6. Диалогический принцип. Важно, чтобы каждый из участников воспитательного процесса умел слышать другого, с уважением относился, но не подчинялся слепо.

Роль семьи и учителя

роль семьи в воспитанииВоспитание начинается именно в семье. Не нужно думать, что детский сад или школа способны переформатировать то, что вложено родителями. Стоит подбирать учебное заведение с учетом особенностей, традиций семьи и воспитания ребенка. Иначе будет возникать сильное сопротивление со стороны ребенка по отношению к воспитанию.

Воспитывая ребенка, надо проявлять к нему гуманность и уважение. Если этого не делать, получить желаемый результат будет сложно.

В свою очередь воспитатель должен найти общий язык с ребенком, терпеливо ожидать результатов, не сердиться, если что-то не получается. И родители, и учитель должны пользоваться авторитетом у ребенка.

Воспитание – непростой процесс, роль учителя в нем важна. Но основу воспитания закладывают именно родители.

5 принципов педагогических приемов А. С. Макаренко — видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button