Прямая связь педагогической психологии с другими науками
Для решения педагогической проблемы часто необходимы данные о человеке, которые могут быть получены методами и способами, относящимися к иным дисциплинам. Связь педагогической психологии с другими науками позволяет собрать о личности изучаемого субъекта более полные сведения.
Направленность педагогической психологии на особенности развития человеческой личности в периоды обучения и воспитания обуславливает ее тесное сотрудничество с педагогикой, психофизиологией, дифференциальной и детской психологией.
Связь педагогической психологии с педагогикой
Советский психолог Б.Г. Ананьев, называл педагогическую психологию пограничной отраслью знания, которая освещает общие для педагогики и психологии темы. Более всего их единство выражается в особенностях их предметов. У психологии это изучение законов развития человеческой психики, а у педагогики — работа над способами управления развитием личности.
Воспитательный и образовательный процессы у детей и взрослых изменяют их мышление и разнообразят деятельность, следовательно, оказывают определенное влияние на психику. Поэтому их должны осуществлять специалисты, которые знают теоретическую сторону психологической науки. А также могут использовать на практике способы и методы работы с учащимися, предложенные ее исследователями.
Большое значение имеют для обеих наук обученность и воспитанность личности. Степень усвоения знаний можно определить по:
- общему объему изученного материала;
- возможности их использования на практике;
- скорости их воспроизведения по памяти;
- свободному владению терминами;
- освоению приемов мыслительной деятельности.
Такие методы психологических исследований как тестирование, рейтинги, а также психометрия необходимы в педагогической деятельности или для решения воспитательных задач.
Связь педагогической психологии с философией
Педагогической психологией рассматриваются различные явления и процессы.
Это можно объяснить связью педагогической психологии с другими науками и отнести к философским изысканиям, например:
- повседневные особенности — кризисные моменты в психологии преподавателя и учащегося;
- особенности учебно-воспитательных процессов и педагогических стереотипов;
- смысл жизни, стремление человека к самопознанию;
- становление собственного мировоззрения и понимание окружающей действительности.
Философские представления о внутреннем мире человека, можно рассматривать как основу для различных форм учебного или воспитательного процесса.
Неразрывная связь педагогической психологии с другими науками и дисциплинами
Педагогическую психологию нельзя рассматривать в отрыве от различных социальных явлений и общества в целом. Поэтому в этом направлении науки широко используются методы, более характерные для социологии. В этом ясно видна необходимость связи педагогической психологии с другими науками. Например, проведение некоторых видов экспериментов и наблюдений, социометрических исследований, а также создание путем позитивных межличностных взаимодействий наилучшего социально-психологического климата в среде педагогов или учащихся, невозможных без слияния отдельных направлений.
Педагогическая психология выполняет функции, которые определяют ее место и связи в научной системе:
- разработку методологических основ образовательной деятельности;
- создание практических рекомендаций для успешного воздействия педагога на личность воспитанников;
- управление процессами развития личности.
В педагогической психологии учитываются данные и современные разработки, полученные психогенетикой. Многое дает знание психогенетики темперамента, оказывающее заметное влияние на процессы воспитания и обучения, определение роли наследственности, проблем одаренных и леворуких детей.