Деятельность

Лонгитюдный метод в психологии — исследования, длящиеся до нескольких лет

Лонгитюдный метод в психологии означает систематическое изучение одного объекта длительное время. И, как правило, по заранее продуманной программе, что позволяет спрогнозировать дальнейшее развитие его личности.

лонгитюдный метод в психологииОбычно лонгитюдный метод являлся противопоставлением методу срезов. Если в случае с методом срезов обычно идет разовое сопоставление результатов у группы людей, то работа лонгитюдного метода в психологии представлена немного иначе. По нему исследования ведутся длительное время и затрагивают одного человека или небольшую выборку людей. В отдельных случаях исследования могут длиться десятилетиями. В качестве примера подобных экспериментов можно привести опыт Арнольда Геззела, где было задействовано 165 детей, а сами исследования велись 12 лет.

Способы проведения лонгитюдного метода

проведение лонгитюдного методаКак правило, лонгитюд применяется для исследования возрастных групп детей. Обычно период охватывает 3-4 года. Иногда наблюдение ведется параллельно за несколькими группами.

Лонгитюдное исследование позволяет рассматривать не только формирование человека как личности, но и изучить его определенные свойства и качества характера. И чем длительней будет период исследования, тем более информативным окажется.

В зависимости от цели, длительность исследований может отличаться. Например:

  • кратковременное — используется для стадий онтогенеза, где отмечается множество скачков развития;
  • долговременное — используется для изучения динамики выдающихся периодов развития, вроде грудного младенчества;
  • ускоренный — применяется в изучении продолжительных периодов развития, но за меньшее время, главное отличие может заключаться в нескольких возрастных группах, за которыми ведется наблюдение.развитие человека

Также могут быть и различные методы наблюдения в зависимости от хода исследования:

  • ретроспективный — прослеживает развитие самого человека, либо его отдельных качеств, но в прошлом;
  • перспективный — наблюдение за объектом до определенного возраста;
  • сочетаемый — вводит элементы ретроспективного наблюдения в перспективное.

Всего можно выделить следующие способы исследований:

  1. Истинный лонгитюд. Классический тип исследования, когда осуществляется долгое наблюдение одного объекта. Данный метод позволяет узнать эволюционные перспективы психического здоровья человека.
  2. Смешанный лонгитюд. При смешанном варианте могут быть поперечные срезы, которые дают дополнительную информацию об объектах, однотипных с тем, что сейчас находится на изучении. Данный способ считается наиболее выгодным в «тающих» группах, постепенно уменьшающихся в численности после каждого периода.
  3. Псевдолонгитюд. Суть заключается в получении определенной «нормы» для всех возрастных групп, когда также осуществляется хронологическое упорядочивание полученных показателей. Норма вычисляется из усредненных данных членов группы.наблюдение за людьми

В рамках исследований может охватываться не только определенный возрастной период, но и отдельные его промежутки.

Лонгитюдный метод в психологии — недостатки и трудности

лонгитюдный метод в психологииНесмотря на все предоставляемые преимущества, у данного метода есть достаточно серьезные недостатки. Главный из них — малая выборка различий между людьми, из-за чего становится невозможно подготовка полноценного исследования. В результате это может привести к их гипертрофии.

Выделяется в лонгитюдном методе в психологии отсутствие четкого плана и материального обеспечения. На практике это выражается в том, что разные специалисты стремятся использовать различные приемы изучения, из-за чего полученные результаты могут оказаться достаточно противоречивыми. Также лонгитюдный метод не позволяет полностью подвергнуть личность комплексному изучению.

Е. И. Щебланова «Лонгитюдные исследования творческого мышления школьников» — видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Back to top button