Дети

Экологическое воспитание детей – залог сохранения природных ресурсов Земли для новых поколений

Забота об экологии Земли является приоритетным направлением политики многих государств. Именно поэтому экологическое воспитание детей предусмотрено школьными программами. Оно направлено на развитие понимания подрастающим поколением воздействия своей жизнедеятельности на природные ресурсы и на то, как сделать свое существование на планете максимально полезным.

Цели и задачи экологического воспитания

Экологическое воспитание детей – залог сохранения природных ресурсов Земли для новых поколений Технологический прогресс, усиленно развивающаяся химическая промышленность приводят к тому, что постоянно истончается озоновый слой, уменьшаются запасы питьевой воды, исчезают «легкие планеты» — леса и рощи. И все это – итог нерационального и беспощадного использования ресурсов природы, которые не успевают восстанавливаться.

Для предотвращения дальнейшего уничтожения природы необходимо экологическое воспитание дошкольников, школьников, студентов и даже взрослых людей, которым не были ранее привиты основы экологической культуры.

Важно как можно раньше учить ребенка уважать природу, ценить ее, при этом объясняя, для чего это нужно. Большую часть такой работы проводят работники дошкольных учреждений, в которых дети проводят основную часть своего времени. Немаловажным фактом является и привлечение родителей, бабушек и дедушек, братьев, сестер к этому процессу. Так к проблеме сохранения экологии будет привлечено большое количество людей разных возрастов.

Основной целью экологического воспитания является формирование у дошкольников и школьников гуманного отношения к природе и ее ресурсам, создание личности, которая способна понимать и осознавать факт, почему важно любить и беречь природу во всем ее многообразии. Воспринимать себя как часть окружающего мира, способной создавать материальные и духовные ценности на основе природных богатств.

Ребенок должен понять, что он может активно взаимодействовать с природой таким образом, чтобы созидать новые блага, не разрушая красоты окружающего мира.

За много лет накоплено достаточно теоретического и практического материала по экологическому воспитанию детишек дошкольного и школьного возраста.

Для этого поставлены следующие задачи:

  • воспитание бережного отношения к миру;
  • формирование экологического сознания;
  • развитие интереса к природе;
  • направление активной деятельности детей на сохранение природных ресурсов.

Для решения этих задач в работе используют экологические минутки, экскурсии на природу, различные эксперименты, развивающие игры, живые уголки, зимние сады.

Особенности процесса для разных возрастных групп

Экологическое воспитание школьников и дошкольников является неотъемлемой частью образования. На каждом этапе педагоги используют различные формы подачи материала и формы обучения, которые соответствуют психо-эмоциональному и физическому развитию ребят.

Дошкольники

работа с детьми

Начинать экологическое воспитание необходимо именно с дошкольного возраста, когда маленький человек:

  • формирует основы экологического мышления;
  • накапливает свои знания о различных формах жизни;
  • у него закладываются начальные элементы экокультуры.

В этот период жизни малыши очень чувствительны и восприимчивы, их физическое и умственное развитие идет быстрыми темпами, закладываются основные моральные качества и черты характера. В возрасте 3-7 лет происходят значительные изменения в сфере познания маленького человека. Преобладает образное мышление и ребенок устанавливает отношения с окружающим миром через непосредственные впечатления.

виды деятельностиУ детей дошкольного возраста внимание неустойчивое. Они быстро теряют интерес к одному предмету и переключаются на другой, утомляются. Поэтому для изучения мира природы используется принцип «спирали». Каждая тема изучается небольшими порциями. Затем из года в год к ней возвращаются, углубляя и расширяя знания, используя более сложные методики.

Игра и любовь к природе

ребенок и мирОсновным способом обучения в дошкольном возрасте является игра.

Поэтому экологическое воспитание в детских садах проводится при помощи игр с природными элементами (камешки, ракушки, листья), настольные игры с карточками (например, собрать из нескольких карточек картину природы). Необходимы и активные игры. Хорошо развивает воображение и систематизирует знания о природе игра в «Съедобное-несъедобное».

Теоретические знания обязательно подкрепляются практикой (общение с природой, посещение зимнего сада, работа на приусадебном участке). Все это способствует длительному сохранению интереса и внимания детей к изучению окружающего мира.

Важной деталью экологического воспитания детей является ответ педагога на интересующие их вопросы. Дети любознательны, они помимо детского садика узнают много нового о природе от родителей, из интернета и телевизора. Естественно, у них возникают вопросы. И педагог должен не только передавать знания, но и развивать логическое и творческое мышление малышей.

Для этого используются занятия:

  • в зимнем саду;
  • живом уголке;
  • на природе в виде путешествия, сказки, викторины.

Так дети не только закрепляют пройденный материал, но и узнают для себя что-то новое.

Дети и природа

взаимодействие с природойВзаимодействие с природой проводят во все времена года, чтобы дети понимали, как проходит жизнь растений, деревьев, насекомых, птиц, животных в зависимости от смены сезона. Важно показывать ребенку, как каждый этап его практической деятельности влияет на определенное звено природы. Например, посчитать количество птичек, которые прилетали в первый год, когда повесили кормушку, и сравнить это количество с последующими годами. Птичек станет больше, а значит, ребенок своим бережным отношением сохранил и приумножил природное богатство.

Для полноценного экологического воспитания вовлекают в работу семью. Педагогами разработаны рекомендации для родителей. Важно, чтобы они объясняли сущность природных явлений детям простым языком, чаще позволяли малышам общаться с природой дома (с цветами, животными, рыбками) и на открытом воздухе (в парке, лесу, на берегу водоема).

Позитивным результатом экологического воспитания дошколят является постепенная вовлеченность их в процесс познавательных занятий:

  • они становятся внимательней;
  • задают множество вопросов;
  • больше рассуждают, обобщают, сравнивают;
  • выделяют отличия и сходства природных объектов или явлений;
  • учатся на своих ошибках, которые сделали в результате игр – экспериментов (игра «лаборатория», «геологи»).

Дети с удовольствием делятся своими достижениями с родителями и товарищами во дворе, что позволяет вовлечь в процесс активной защиты природы множество людей.

Главным условием в экологическом воспитании является умение воспитателя увлечь, заинтересовать детей, пробудить у них желание бережно относится к природе. А это возможно только если сам педагог верит в то, о чем он рассказывает.

В экологическом воспитании детей нужно использовать различные методики, правильно сочетая их между собой. Систематизированные знания о природе, животных, микроорганизмах формирует у малышей основы экологического мышления, максимально подготавливает к усвоению новых знаний об экологии в школе.

Младшие школьники

экологическое воспитание учащихсяЭкологическое воспитание продолжается и в школе. Даже если специального предмета нет в программе, то дети все равно изучают природу на таких предметах как:

  • ОБЖ;
  • природоведение;
  • краеведение.

Хорошо помогает развить у ребенка интерес к природе чтение на уроках литературы произведений таких писателей как Пришвин, Бианки, Паустовский. Они в доступной и легкой форме описывают красоту русской природы, жизнь обитателей животного мира в разные сезоны года. Немалую роль играют уроки рисования и музыки.

Помимо обязательных уроков в школах проводится внеклассная деятельность, во время которой организовываются:

  • экскурсии;
  • экологические акции;
  • викторины;
  • конкурсы в естественной среде.

изучение природыОрганизуются походы, где дети вместе со взрослыми показывают свои способности ориентироваться на местности. При этом используются природные указатели (мох, ветви деревьев, муравейники). Ребятам рассказывают о растениях, животных, птицах и других природных объектах своего края. Так ребенок узнает больше о своей родной природе и понимает, почему важно ее беречь.

Экологическое воспитание в дошкольном и младшем школьном возрасте играет важную роль в дальнейшем формировании сознания человека.

Дети очень тонко воспринимают беседы на экологическую тему. Они очень сопереживают, если им рассказывают о том, как трудно жить рыбкам в воде, которую люди загрязняют мусором или как голодают дикие звери зимой. Именно в это время можно привить им правильные ориентиры.

В младшем школьном возрасте процесс экологического воспитания переходит с игровой формы на учебную, так как мышление становится абстрактным.

Но занятия строятся:

  • на экспериментах;
  • наблюдениях за живой природой в игровой форме и с помощью бесед.

Школьники средних классов

ребята средних классовЭкологическое воспитание в средних классах отличается от этого процесса у малышей. Подростки более прагматичны, не так сентиментальны. Они рассматривают природу как источник ценных ресурсов и как объект охраны. Ученики 5-9 классов хорошо понимают свою степень ответственности перед окружающей средой. Подростков привлекают к проектной деятельности. Класс разделяют на группы, каждая из которых создает свой проект по улучшению экологической ситуации в своем родном крае. Глобальные проекты требуют иногда работы нескольких классов одновременно.уход за растением

Старшеклассники

Экологическое воспитание школьников 10-11 классов носит свободный научный характер. В этом возрасте молодые люди имеют уже сформированное представление о природе и своей роли в окружающем мире. Важно направить их знания на решение вопросов социальной экологии. Привлекать к исследованию природных ресурсов своего края. Проводить акции по сохранению уникальных природных памятников, редких растений, животных.

Экологическое воспитание помогает правильно сформировать бережное и рациональное отношение к природе.

Заложенные в раннем возрасте экологические основы помогают ребенку:

  • в дальнейшем определить свое отношение к окружающему миру;
  • беречь его;
  • принимать активное участие в спасении природных ресурсов и предотвращении экологических катастроф.

Видео об экологическом воспитании детей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button