Умственное воспитание и его влияние на развитие человека
Умственное воспитание необычайно важная составляющая современной образовательной системы. Многие ученые убеждены, что к началу третьего тысячелетия человечество шагнет в иной мир. В нем огромное значение будет иметь информация. Люди, с хорошим образованием, умеющие легко ориентироваться во все возрастающем потоке знаний, станут очень ценными для любого государства.
В связи с этим изменились требования к умственному воспитанию детей и молодежи. Ранее педагоги и воспитатели, в соответствии с традиционной системой умственного воспитания, стремились дать ребенку максимально возможный объем знаний. В настоящее время, ему следует давать способы и методы, позволяющие самостоятельно получать нужную информацию.
Что такое умственное воспитание детей
Одним из лучших периодов для развития и воспитания детей считается дошкольный. Именно на этой основе, еще век назад создавали свои первые системы воспитания Мария Монтессори и Фридрих Фребель.
А. П. Усова, доктор педагогических наук, разработала основы теории для развития и обучения дошкольников в детском саду и в домашних условиях. Она утверждала, что возможности их обучения гораздо выше, чем предполагают. Ее поддержали известный советский психолог Л. А. Венгер, изучавший возрастную психологию и Н. Н. Поддьяков, с 1960 года работавший в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а затем, с 1965 года, возглавивший лабораторию умственного воспитания дошкольников.
Благодаря трудам этих людей, стало ясно, что процесс умственного воспитания в педагогике дает возможность ребенку:
- познавать не только внешние признаки и свойства предметов, но и вполне успешно решать различные задачи с помощью самостоятельного анализа;
- усвоить представления о тех связях, которые заложены в основу явлений природы;
- понять специфику жизни общества.
Во многих странах мира, на фоне постоянно улучшающейся информированности населения, стало снижаться качество знаний, приобретаемых детьми, школьниками и студентами ВУЗов, а в некоторых случаях — и темпы умственного развития.
Поэтому необходимость работы с информацией, возможность ее оценки с точки зрения логической составляющей, правильность отбора — теперь важная часть обучения дошкольников. Это поможет им в дальнейшей жизни и даст возможность более интенсивного развития.
Умственным воспитанием называется запланированное воздействие взрослых на развитие детей и подростков, при котором им передаются необходимые знания. Они необходимы для формирования активных познавательных навыков и адаптации к реальной жизни.
Особенности процесса воспитания
Процесс умственного воспитания тесно связан с умственным развитием. Оно в свою очередь, зависит от ряда социальных и биологических факторов.
Существуют некоторые закономерности, характерные для детей до 3-х лет:
- Необычайно высокая скорость развития головного мозга.
- Дефекты и нарушения, связанные с умственным развитием дошкольников, позже практически невозможно устранить. Они могут оказывать свое негативное влияние на их физическое и нервно-психическое развитие.
- Знания по уходу за собственным телом. Приобретенные в раннем возрасте, они позволяют сформировать правильные санитарно-гигиенические привычки. Человек привыкает к здоровому образу жизни.
Правильно осуществляемое умственное воспитание оказывает положительное влияние на поведение и познавательную деятельность ребенка.
Именно благодаря воздействию взрослых, улучшается его нравственное развитие, заметно ускоряется мыслительная деятельность, происходит становление речи.