Социальное воспитание: интеграция человека в общество
Социальное воспитание — это педагогически регулируемая часть процесса социализации личности. Оно способствует формированию социальных навыков посредством выстраивания позитивных моментов в общении, играх, общественной и трудовой деятельности. Актуальность социализации и самоопределения подчеркивали не только зарубежные ученые, но и К. Д. Ушинский, Н. Толстой.
Социальным воспитанием называется комплексный процесс интеграции личности в общество.
Для этого необходимо использовать все действенные педагогические возможности, цель которых — соответствие принятым нравственным и социальным нормам.
Главные принципы социального воспитания
Существует несколько важных принципов социального воспитания. Которые способствуют формированию определенных функций в школах, воспитательных организациях, армии, трудовых коллективах. В них создаются все условия для развития личности, образования и накапливания опыта социальных отношений.
Это такие принципы как:
- Центрация на развитии личности. Детям, подросткам и молодежи, не достигшей совершеннолетнего возраста, оказываются максимальная помощь и поддержка, предполагающие развитие их нравственных качеств. При этом учитывается приоритет отдельной личности перед коллективом.
- Незавершимость воспитания. Каждый этап становления человека имеет ценность. Социальное воспитание должно строиться таким образом, чтобы после завершения одного периода можно было состояться как личности в следующем.
- Диалогичность. Предусматривает такое взаимодействие воспитателей и воспитанников, когда происходит обмен интеллектуальными, эмоциональными и моральными ценностями.
- Совокупность процессов, дополняющих друг друга — социальных, культурных, природных и других, определяющих уникальность подхода к развитию человеческой личности.
Реализация адаптации в социуме — это помощь каждому человеку в решении его задач и проблем. Создание такой обстановки в коллективах, при которой происходит его саморазвитие.
Социальное воспитание в современной системе
Нельзя утверждать, что воспитание необходимо только детям школьного или дошкольного возраста. Оно эффективно в различные периоды человеческой жизни. Для каждой исторической эпохи характерны различные подходы к воспитанию. Цели и содержание проводимой воспитательной работы всегда зависят от особенностей социума.
Требования общества, предъявляемые к образовательным и воспитательным учреждениям, позволяют формировать личности людей, адекватно воспринимающих социальные условия данной эпохи. А также способных стать полезными для него гражданами и тружениками.
Основными задачами социального воспитания считаются:
- Оказание индивидуальной поддержки детям, попавшим в трудную ситуацию в семье или школе. Восстановление их физического и психического здоровья, и нормального социального состояния.
- Содействие людям в успешной адаптации и интеграции в современный социум.
- Организация наиболее успешной творческой, познавательной, социальной и физической деятельности ребенка.
- Охрана здоровья детей.
С помощью социального воспитания осуществляется социально-культурное взаимодействие в группах или общностях. В них вырабатываются подходящие социальные потребности, чувства и интересы. Это инструмент стабилизации, так как вся система социального воспитания находится под непосредственным контролем всего общества, с едиными взглядами на социальные и нравственные нормы.
Социальное воспитание и его важные особенности
Основной целью социального воспитания считается такое управление процессом развития личности, при котором создается требуемая система ценностей, знаний, умений, а также отношений и склада мышления.
Социализация — процесс непрерывающийся в течение всей жизни человека. Его максимальная интенсивность приходится на детство и юность.
В это время формируются не только базовые нормы, но и отклонения, закладываются мотивации поведения в социуме.
Процесс социализации людей состоит в усвоении ими различных социальных ролей. Но это осложнено тем, что в обществе есть не только одобряемые им статусы, но и те, которые противоречат принятым нормам. Дети, по мере развития и становления, могут освоить как позитивные, так и негативные социальные роли.
Методики социального воспитания личности создаются на основе практики. С их помощью конструируются новые способы более эффективного процесса, задействуются экономические общественные ресурсы, которые требуются для его организации. Социальное воспитание также регулирует основные общественные отношения, мотивирует людей на достижение идеалов, культивируемых в обществе на данный исторический момент.
Социальное самоопределение человека — главная задача социального воспитания в социуме, которая обеспечивает включение в общество.
Формирует объективное и субъективное отношение к его виду деятельности. Социализация, развитие и воспитание личности являются основными факторами, влияющими на характер и свойства личности.