Дети

Методы воспитания в педагогике и их применение

Для процесса воспитания характерно использование различных способов ведущих к достижению цели и повышающих результативность проводимой работы. Методы воспитания в педагогике — это совокупность действенных групп специальных приемов, которые необходимы для реализации взаимодействий и решения определенных задач.методы воспитания в педагогике

Методы воспитания в педагогике и их классификация

жесткое воспитаниеСовокупность педагогических методов и их сочетание должно вести к поставленной цели. Их актуальный выбор и правильное применение характеризует уровень педагогического мастерства воспитателя. Каждый метод может быть реализован педагогом в определенной степени, полностью зависящей от его индивидуального подхода к профессиональной деятельности, выработанного им стиля.

К педагогическим технологиям воспитания относят несколько групп воздействия:

  1. Методы прямого педагогического влияния строятся на мгновенных или отсроченных реакциях учащихся. Их действия побуждают начать процесс самовоспитания.
  2. Методы, относящиеся к косвенному педагогическому влиянию, способствуют созданию такой ситуации, при которой у детей формируется установка на самосовершенствование. А также вырабатывается собственная позиция и определенное отношение к обществу, преподавателям и другим ученикам.

По характеру воздействия на детей школьного возраста методы можно охарактеризовать как стимулирующие определенное поведение учащихся, способствующие правильной организации их деятельности, а также убеждающие, формирующие их сознание.

Основные методы воспитания в педагогике

Несмотря на достаточно большое количество применяемых в педагогических процессах методов, все они взаимно усиливают и гармонично дополняют друг друга.

Метод убеждения

метод убежденияПозволяет оказывать прямое влияние на воспитанника. Один из лучших способов для воздействия на его чувства и волю, позволяющий сформировать правильное мнение об окружающем мире.

С помощью метода убеждения можно выработать у учащегося стойкое убеждение в правильности определенных знаний или утверждений.

Он позволяет передать ребенку нужную информацию или убедить в правильности выбранного решения. К приемам убеждения можно отнести беседы, диспуты, объяснения и повествования.

Метод поощрения

метод поощренияВыражение одобрения, которое способствует закреплению и стимулированию определенного поведения. Помогает закреплять у воспитанников полезные навыки. Это воспитание в педагогике применяется дозировано. Требует четко выраженной оценочной справедливости.

Метод поощрения при неоправданном использовании может породить у учащихся эгоистические устремления.

А также убеждает их в собственной исключительности. Является вспомогательным методом педагогического воспитания.

Метод наказания

метод наказанияС его помощью можно остановить негативные действия воспитанника путем прямого неодобрения его действий. Позволяет предъявлять строгие требования и заставляет следовать общепринятым нормам. Формирует чувство вины, способствует раскаянию.

Наказание применяют в случае полного отрицания принятых социальных норм или правил поведения.

Наказание очень ответственный метод воспитания в педагогике, его применяют если нужно дать понять, насколько ошибочно поступил учащийся и прекратить негативное поведение.

Запрещается наказывать:

  • используя воздействия на личность физического плана;
  • применяя оскорбительные выпады;
  • лишая еды;
  • используя трудовую повинность;
  • отстраняя от участия в беседах и диспутах.

К наказанию предъявляют ряд специфических требований. Оно должно соизмеряться со степенью проступка и быть полностью обоснованным.

Нельзя неоднократно наказывать за одно негативное действие, а также заранее, унижать провинившихся воспитанников, наносить вред их психическому или физическому здоровью.

Пример. Относится к актуальным методам воспитания в педагогике. В основном воздействие осуществляется с учетом преимущественного акцентирования на положительных моментах истории или жизни. Но игнорировать отрицательные также нельзя. Воспитанникам следует наглядно показывать реальные итоги неприглядного поведения, рассказывать о возможных последствиях. На основе различных примеров преподаватель должен прививать им желание бороться с негативными проявлениями в повседневной жизни. Современные формы данного метода — пример воспитателя, родителей, выдающихся деятелей науки, искусства, сверстников.

Современные педагогические средства воспитания

современные средства воспитанияРазличают прямые и косвенные средства воспитания детей. В первом случае подразумевается осуществление непосредственного воздействия или влияния одного человека на другого, происходящее при личностном контакте.

К косвенным средствам воспитания относят:

  • книги;
  • кинофильмы;
  • познавательные программы;
  • мнения авторитетных людей;
  • технические средства.

С их помощью можно наглядно демонстрировать как положительные, так и отрицательные поступки отдельных лиц и сообществ.

Видео — методы воспитания в педагогике

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button