Формы воспитания, которые определяются обществом
Организация учебного процесса во многом зависит от личностных особенностей учащихся и педагогов. Существующие формы воспитания представлены в виде целых образовательных систем. Часто они включают в себя отдельные методики, подходы и средства воздействия на детей. При построении таких моделей опираются на цели, преследуемые педагогом. Несмотря на разнообразие и сложность этих механизмов, наука выделяет их в несколько групп.
Формы воспитания в разных классификациях
Содержание воспитательных задач состоит из сложных структур. Для того чтобы приспособить их к каждому ребенку, преподавателю необходимо задействовать весь свой творческий потенциал.
Так, в зависимости от доминирующего вида деятельности формы воспитания бывают:
- познавательно-развивающими;
- трудовыми (профориентационными);
- коммуникативными;
- образно-художественными;
- развлекательными;
- физкультурно-оздоровительными;
- ценностно-ориентационными.
Работу с детьми проводят в разных форматах: индивидуальном, групповом и массовом. Беседуя с ребенком один на один, педагог способен понять, как лучшим образом ему помочь. Коллективные формы организации воспитания позволяют находиться в непосредственном контакте с группой учеников.
В таких случаях учитель воздействует на подопечных словесно-логическим способом через:
- собрания;
- лекции;
- митинги;
- устные газеты;
- встречи;
- линейки;
- совещания;
- конференции;
- радиожурналы.
В практике мировых школ используют наглядные формы воспитания детей. Посещение музеев или выставок позволяет задействовать воображение воспитанников. Стенные газеты, стенды и витрины развивают в них ассоциативное мышление.
Апатия к обучению часто вызвана сухим изложением сложного материала. В таком случае необходимо пробуждать эмоции, а также чувства детей. Сделать это можно благодаря практическому методу воспитательного воздействия.
Учителям нужно регулярно организовывать:
- походы;
- олимпиады;
- субботники;
- экскурсии;
- утренники;
- конкурсы или концерты;
- спартакиады;
- вечеринки;
- тимуровские отряды.
Цель проведения массовых событий — вызвать шквал коллективных эмоций. Главным средством влияния на психику детей в этой методике служат совместные переживания. Именно они формируют лучшие стороны личности человека.
Политические деятели, а также психологи прекрасно понимают, какую огромную силу имеют массовые чувства. Коллективные мероприятия способны воодушевить даже самого замкнутого ребенка. Как показывают опросы, именно такие события оставляют глубокий след в сознании детей. Пережитые со своими одноклассниками переживания не только сплачивают коллектив, но и формируют сильную личность.
Психологическая форма воспитания учащихся
Разного рода тренинги, индивидуальная и групповая психотерапия заставляют развивающийся мозг ребенка работать в усиленном режиме. Перечисленные средства воздействия позволяют учащимся проникнуть в свой внутренний мир и посмотреть на себя со стороны.
Основные формы воспитания психологического характера:
- консультации;
- дискуссии;
- лекции;
- беседы;
- психологические упражнения.
Чтобы умело пользоваться этими приемами, воспитателю необходимо иметь специализированные знания. Кроме того, без определенных педагогических навыков и умений невозможно развить доверительные отношения с учениками. Ведь только в таких условиях они смогут максимально раскрыться.
К тому же важно понимать, что любая система форм воспитания должна состоять из 3-х основных элементов:
- Информация. Принимая участие в определенном деле, дети получают новую и важную для себя информацию.
- Переживание. Знания и происходящие событие должны затрагивать эмоции. Такая реакция покажет, как ребенок воспринимает мир.
- Действие. Совместная деятельность с учителями и сверстниками обогащает учащихся, развивая их способности.
На учителей оказывает огромное влияние телевидение и СМИ. В итоге они организовывают развлекательные конкурсы, которые расхолаживают молодежь. Поэтому следует избегать мероприятий из серии «Мисс школы» или «Любовь с первого взгляда».
Применить перечисленные методики воспитания можно на классном часе. Печально, но это время многие используют для решения организационных вопросов или для принятия дисциплинарных мер. Однако такой урок лучше использовать для обсуждения актуальных вопросов жизни класса. При этом ученики должны открыто высказывать свое мнение. На него можно пригласить других учителей, гостей или родителей.
Выбираем формы воспитания
Организация этого процесса сводится к целям и результатам, которые преподаватель хочет достичь. Успех дела во многом зависит от скрупулезного планирования.
Методическая наука предлагает такой порядок действий педагога:
- обозначение темы;
- определение цели, задачи;
- выбор формы проведения мероприятия;
- сбор материалов;
- составление плана;
- распределение ролей между участниками;
- оформление помещения;
- приглашение гостей;
- проведение события.
Формы воспитания в педагогике также классифицируются по результатам. В одном случае это может быть простой обмен информацией, в другом — выработка коллективного решения, в третьем — планирование общественной деятельности.
Проведение уроков-бесед практикуется во многих престижных школах мира. Психологи рекомендуют организовывать такие собрания-дискуссии каждую неделю либо 2 раза в месяц. Это позволить сформировать правильный взгляд детей на социальную жизнь. К тому же они научатся решать проблемы коллективно, не прибегая к насилию и скандалам.
В своей практике преподаватель обязан использовать все формы воспитания. Тогда он сможет найти индивидуальный подход к каждому учащемуся.