Адаптация первоклассников — какие трудности предстоит пережить
Адаптация первоклассников — постепенный процесс, при котором дети начинают привыкать к новому распорядку дня, учебе, общению с учителями и одноклассниками. Каждый ребенок переживает адаптацию по-разному. Поскольку необходимо резко перейти от приятных дошкольных игр и неспешного режима дня, к школьному распорядку, который требует собранности и дисциплины.
Важную роль в адаптации играют не только учителя и школьные психологи, но и родители. В их задачу входит подготовка ребенка к будущему учебному году, что максимально сократит период адаптации, а также позволит ребенку хорошо учиться и получать высокие оценки.
Переход в первый класс — одно из самых сложных событий в жизни ребенка. Ему необходимо установить контакт со сверстниками, педагогами, изучить свои учебные обязанности.
На все это уходит время, а также силы. Из-за этого нередки случаи стресса в этот период.
Адаптация первоклассников к школе — какие сложности могут возникнуть
Нагрузка в психоэмоциальном плане связана со следующими факторами:
- новая личность педагога;
- новым коллективом;
- другим режимом дня;
- ограниченной двигательной активностью;
- новыми обязанностями.
В первые недели адаптации первоклассников могут быть жалобы на усталость, головные боли, повышенное или пониженное давление. Во многих случаях отмечается некоторая потеря веса. Может возникнуть раздражительность, злоба, расстройства сна и плаксивость. Из-за этого адаптационный период часто называют «школьным шоком», или же «школьным стрессом».
В среднем адаптация первоклассников длится от 10-15 дней до пары месяцев в запущенном случае.
В отдельных случаях могут развиться некоторые психические расстройства:
- сниженная самооценка;
- постоянное чувство страха;
- неправильные представления о своих способностях.
Возможные проблемы в адаптации первоклассников
Наиболее распространенные проблемы:
- Уход от деятельности. Ребенок не слушает учителя, не слышит вопросов, он словно «уходит» в себя, внутренний мир фантазий. Такое возможно с детьми, которые не получили достаточно внимания от родителей.
- Нарушения норм дисциплины. Дети, нуждающиеся в повышенном внимании со стороны окружающих, часто нарушают нормы дисциплины и не слушаются взрослых. Обычно они также лишены внимания родителей. Самое худшее наказание для них — игнорирование их выходок. При этом ругань и наказания являются своего рода поощрением, ведь ребенок добивается желаемого — он в центре внимания.
- Вербализм. Некоторые родители считают — развитие речи должно быть на первом месте. В результате остальные виды деятельности, которые могут развивать образное и абстрактное мышление уходят далеко на второй план. Зато ребенок способен давать осмысленные ответы на вопросы и весьма бойко разговаривать, что приводит к завышенной оценке его способностей со стороны родителей и становится причиной огромной самооценки у самого ребенка. В школе у таких детей возникают серьезные проблемы с решением задач, которые требуют подключения образного мышления. Это может стать причиной целого ряда комплексов. Решение у проблемы простое: надо уделять больше времени занятиям, которые способствуют развитию образного мышления, вроде рисования, лепки, мозаики, аппликации.
- Лень. За ней может прятаться сразу несколько причин. Ребенок может бояться, что он не сможет сделать что-либо хорошо, поэтому и не будет пытаться, либо у него снижена потребность в познании, или же это могут быть особенности темперамента. Гораздо реже бывает обычная избалованность, когда ребенок занимается только тем, что приносит ему веселье и удовольствие. Такое поведение желательно пресекать.
Родители обязательно должны активно помогать своему чаду привыкнуть к новым условиям, причем озаботиться этим необходимо как можно раньше, тогда процесс интеграции в новый коллектив и школьные будни пройдет максимально безболезненно.
Методики адаптации первоклассников — как помочь ребенку
Методик адаптации не слишком много, однако их необходимо применять, чтобы облегчить привыкание к новому.
Как можно сделать адаптацию проще:
- Надо избегать сравнения результатов ребенка с чьими-либо. Особенно если они весьма посредственные.
- Детей надо хвалить за любые результаты. В работе теперь не 3 ошибки, а 2. Нужно похвалить ребенка, подчеркнуть, что у него начинает получаться, а далее он будет делать только лучше.
- Если у ребенка ничего не выходит, надо обязательно помочь ему.
Это основное, что необходимо делать систематически.
Ускорить адаптацию первоклассников можно, если следить за их физической формой — во время выполнения домашнего задания надо прерываться на физкультминутки.
Чтобы поддерживать успеваемость, ребенок должен спать не менее 9,5 часов. Следует всегда соблюдать распорядок дня, чтобы ему хватало времени на сон.